Мудрые советы о духовной жизни

Вы все ищите только духовников. А Евангелие забываете. У нас у всех Один Духовник – Евангелие!
Это смысл жизни, наша Живая Вера, Надежда и Любовь! Мне даже обидно бывает, что ищут только человека, а Господа забывают. Это хорошо, если есть разумный, верующий батюшка, к которому можно обратиться, это счастье. Но если Господь не послал – разве невозможно спастись?! (Старец Николай Гурьянов)

Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним….(Священник Игорь Фомин)

Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень. (Игумен Никон Воробьев)

Исполнить любую заповедь можно только по одной причине: если человек возлюбил всем сердцем, всем своим разумением, всеми своими помыслами, всей своей крепостью Господа Иисуса Христа. Только тогда для него возможно исполнить заповеди. С некоторыми людьми, даже по сорок лет ходящими в церковь, я устал уже бороться: хоть говори, как об стену горох. Не может человек исправиться. Не может жадный сделаться щедрым. Он может заставить себя и кому-то дать денег, но щедрым он не может стать. Не может вор перестать быть вором, не может ругатель стать вдруг блестяще воспитанным. Ну минутки две он может изображать из себя, но внутри у него хамство всё равно. От этого всего может освободить только сам Господь, только Духом Святым, если человек предоставит возможность Духу Святому действовать в нём. Но для этого нужно подготовить для Него почву, а эта почва готовится покаянием. Вот это нам нужно очень хорошо знать. (Протоиерей Димитрий Смирнов)

Если из всех отношений с людьми всегда выберешь добрые отношения – никогда не ошибешься.
Если в трудных, сокрушающих тебя обстоятельствах всегда выберешь мир души – никогда не ошибешься.
Если из многих непонятных решений всегда выберешь самое мирное и смиренное решение – никогда не ошибешься.
(Монах Симеон Афонский)

 

 

Люди, живущие в миру, все очень хотели бы иметь всегда хорошее настроение. От чего бывает обычно хорошее настроение? Когда человек хорошо себя чувствует, когда он никому не должен и ему ничего не должны, когда у него нет никаких забот, когда хорошая погода, и причем хорошей он считает ту погоду, которая ему нужна в этот момент. Если он занимается огородом, то это дождь, если он лежит на пляже, это солнце, а если ему куда-то нужно идти, это прохлада.

К хорошему настроению человек стремится с помощью и вина, и какой-то передачи по телевизору или по радио. Этому служит и музыка, и посещение гостей – конечно, людей приятных, а если он человек деловой, то людей нужных. Потому что предвкушение обильных благ от хорошего завершения дела настолько захватывает душу человека, что он готов даже и со скучным сидеть, и с противным, лишь бы дело вышло.

И множество вещей создает хорошее настроение: когда дети не плачут, не капризничают, когда все тихо, и гладко, и спокойно. Такой земной рай. И каждый из нас время от времени иногда на минуты, иногда на часы этого достигает. И действительно, душа наша в эти минуты покоя получает отдохновение. Но к сожалению, это временно и кончается очень быстро, как только то внешнее условие, от которого мы зависим, меняется.

А тот покой, к которому зовет нас Господь, совсем иного рода. Господь хочет, чтобы наша душа, как принадлежащая миру иному, жила бы этим миром, вовлечена была бы в жизнь духовную, причем вовлечена настолько, что те скорби, которые она испытывает, живя на земле, для нее были бы легко преодолимы. Потому что главная часть ее существования – это небо, это Бог, это святые, это то иное, к которому она принадлежит и к которому она отойдет. И когда у человека есть такое упорство все время восходить на гору Фавор несмотря ни на что, когда душа достигает этого через исполнение заповедей Божиих, через устремленность к этому миру горнему, тогда Господь, по милости Своей, дарует человеку эту вечную жизнь, и тогда, даже живя на земле и испытывая различные естественные и скорби, и нападения, и болезни, человек делается нисколько не уязвимым от мира этого.

Вот это бытие и называется христианством, это бытие и называется жизнью духовной, это бытие называется святостью, это бытие называется праведностью. Это и есть то, ради чего пришел Христос на землю. Так и святые отцы говорили: Господь сошел с неба на землю, чтобы нас, живущих на земле, возвести на небо, то есть в иной мир. (Протоиерей Димитрий Смирнов)

Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы. (Прeподобный Алексий Зосимовский)

Разговаривайте вслух с Ангелом Вашим, с Божьей Матерью с Отцом Небесным — говорите о наболевшем, когда совсем тоска…и станет легче!!!
Молитва – это самая большая сила, которая меняет судьбу человека. На этой земле не существует силы, влияющей на жизнь человека больше, чем молитва. (Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Чем беспокоиться понапрасну, молитесь – и Господь успокоит вас, успокоит и всех тех, за кого вы беспокоитесь. Только по молитве Бог подает нам мир, непостижимо для нашего ума успокаивающий нашу душу во всем. (Протоиерей Родион Путятин)

Молитва есть важнейшее из всех дел христианина. Все прочие дела его малы и ничтожны, совершенно ничтожны по сравнению с делом и трудом молитвы. (Святитель Лука Войно-Ясенецкий)

Когда заболеете, прежде чем идти к врачу, сходите в церковь и помолитесь о здоровье лечащего врача: «Господи, вразуми раба Твоего (имя) найти лекарство от моей болезни». (Старец Григорий Долбунов)

Когда ты противостоишь напраслине, когда тебя в чем-то несправедливо обвиняют, скажи себе всего лишь одну фразу: «У меня есть Свидетель». И успокойся на этом. Все происходит перед Его взором, Он знает, как все обстоит на самом деле, в чем моя вина и в чем моя правда, знает, что в моем сердце и в моих мыслях, знает, что в сердце и мыслях у тех, кто мне противостоит. И я могу не бояться никакой случайности, никакой несправедливости: раз все происходит при Нем, значит, Он не допустит случиться ничему, что может мне повредить. А если и случится то, чего я не хочу, чему противится моя воля, то это с Его ведома и мне на пользу. Кем бы меня ни называли, кем бы ни считали, в чем бы ни обвиняли, Он здесь – и важен лишь Его суд. А все остальное… Какое оно имеет значение в свете Его истины! (Игумен Нектарий (Морозов)

Противодействие падших духов молитве.

Падшие духи терзаются завистию к нам, говорил преподобный Антоний Великий, и не престают приводить в движение все злое, чтоб мы не наследовали прежних престолов их на Небе. В особенности «очень завидует бес, – сказал преподобный Нил Синайский, – человеку молящемуся и употребляет всевозможные козни, чтоб расстроить его делание».

Демон употребляет все усилия, чтоб воспрепятствовать молитве или чтоб сделать ее бессильною и недействительною. Этому духу, низверженному с Неба за гордость и возмущение против Бога, заразившемуся неисцельной завистию и ненавистию к роду человеческому, заразившемуся жаждою погибели человеков, неусыпно, день и ночь заботящемуся о погублении человеков, невыносимо видеть, что немощный и грешный человек молитвою отделяется от всего земного, вступает в беседу с Самим Богом и исходит из этой беседы запечатленным милостию Божиею, с надеждою наследовать Небо, с надеждою увидеть даже свое бренное тело претворенным в духовное.

Невыносимо это зрелище для духа, который навсегда осужден пресмыкаться, как бы в тине и смраде, в помышлениях и ощущениях исключительно плотских, вещественных, греховных, который, наконец, навечно должен быть низвергнут и заключен в адские темницы. Он ярится, приходит в исступление, коварствует, лицемерствует, злодействует.

Оставляющий молитву оставляет свое спасение, нерадящий о молитве нерадит о спасении, покинувший молитву отвергся от своего спасения.
Пред начатием молитвы смиримся пред ближними, обвиним себя, как соблазнившие и соблазняющие их согрешениями нашими, начнем молитву нашу молением о врагах, соединим себя в молитве со всем человечеством и будем умолять Бога о помиловании нас вместе со всеми человеками, не потому чтоб мы достойны были молиться за человечество, а для исполнения заповеди о любви, которая законополагает: «молитеся друг за друга» (Иак. 5, 16).

Хотя истинному служителю Божию попускается борение с многообразными прилогами греха, приносимыми сатаною и возникающими из нашего поврежденного падением естества, но десница Божия непрестанно поддерживает и руководит его.

Самое борение приносит величайшую пользу, доставляя подвижнику иноческую опытность, ясное и подробное понятие о повреждении природы человеческой, о грехе, о падшем ангеле, приводя подвижника в сокрушение духа, в плач о себе и о всем человечестве.

Преподобный Пимен Великий поведал о преподобном Иоанне Колове, отце, преисполненном благодати Святаго Духа, что он умолил Бога и прекратилась в нем борьба, производимая недугами падшего естества, или страстями.
Он пошел и возвестил это некоторому преуспевшему в духовном рассуждении старцу, говоря: «Вижу себя в нерушимом спокойствии, без всякой брани».

Рассудительный старец отвечал Иоанну: «Пойди и умоли Бога, чтоб брани возвратились, потому что по причине брани душа приходит в преуспеяние, а когда придет брань, то не молись, чтоб она была взята, но чтоб Господь даровал терпение в брани».

Предадимся всецело воле Божией, предадимся всецело исполнению воли Божией; непрестанною молитвою будем испрашивать у Бога дар исполнения воли Божией и тот дар, чтоб над нами всегда совершалась воля Божия.
Кто предается воле Божией, с тем неотлучно бывает Бог. Ощутит это и засвидетельствует истину этого всякий подвижник Христов, подвизающийся законно, подвизающийся под руководством Евангелия. (Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Непримиримым врагом сатаны является умная Иисусова молитва!

Следовательно, не так легко, чтобы диавол позволял ей жечь и обжигать себя, чтобы он позволял ей водворять Христа в нашем сердце, а его изгонять из окрестностей сердца вон. Иисусова молитва имеет целью ввести Христа в наше сердце, что совершенно неприемлемо для сатаны. Эта простая и немногословная молитва настолько сильна, что того не в силах вместить ум человека. Поэтому сатана так воюет с ней, так жестоко борется, приносит нам рассеяние, беспокойство, печаль, удушье с единственной целью – отвлечь человека от молитвы. В молитве будьте постоянны (Рим. 12, 12). Она требует терпения и упорства. Архимандрит Ефрем Святогорец.

«Дьявол поможет нам давать милостыню, поститься, строить церкви, воздерживаться – потому что знает, что через это он может ввести нас в гордость.
Только двум вещам он будет препятствовать: исповеди и молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».  (Геронда Никон Афонский)

 

Через смирение и покаяние.

Что значит покаяние? Это не просто сожаление об ошибках или угрызения совести, что вот я где-то грубо сказал или плохо поступил, от этого приходит чувство вины, и я хочу исповедоваться, покаяться, чтобы ушла эта тяжесть. Да, это все тоже присутствует, но, по существу, не в этом заключается покаяние.

Покаяние означает труд человека над собой и изменение ума. Необходимо так изменить мышление, чтобы критерии, на основании которых мы до сего момента выстраивали свое отношение к жизни, своим поступкам, ко всему, что нас окружает, изменились полностью, чтобы мы приобрели новые критерии.

Приведу один простой пример. Приходит человек в церковь и говорит, что вот, тот человек меня оскорбил, или, скажем, унизил, или докучает мне. Он начинает злиться, негодовать и требовать справедливости. Его желание защититься – вполне человеческое, и в этом нет ничего плохого. Однако то, как ты реагируешь на происходящее вокруг тебя, твое раздражение, гнев, когда ты теряешь мир и разжигаешься гневом против другого человека, – это неприемлемо.

Ты мне скажешь: «Хорошо, но разве я не прав?» Допустим, ты прав, пусть этот другой человек действительно такой, как ты его описываешь: плохой, испорченный, настоящий зверь. Ты, христианин, как теперь должен повести себя? Разве с каждым плохим человеком ты должен становиться вдвое хуже? Ведь плохие люди не исчезнут из нашей жизни, не перестанут случаться ситуации, когда люди будут нас обвинять, расстраивать, клеветать, давить на нас и т.д. Если в каждом таком случае мы будем становиться такими же, то что с нами будет?

В нашей Церкви присутствует Божественная благодать, способная преобразить всего человека. Сколько бы аргументов ты ни имел против себя, то, что тебе нужно, – это благодать, которая полностью тебя изменит. Конечно, тебе придется потрудиться, пострадать, ведь подвиг никто не отменял. Однако ты должен знать, что в конце концов преображение твоего существа произойдет не только твоими стараниями, но благодаря Благодати Божией, которая имеет силу преобразовать тебя.

Через смирение, через осознание своего положения, через покаяние в сердце человека поселяется Божия Благодать, и человек потихоньку меняется, происходит это великое чудо обновления. Поэтому, когда мы видим себя ужасными, измученными, грязными, пусть мы страдаем, расстраиваемся, травмируемся, однако мы не должны терять дерзновение, но обращаться к Богу и просить нас помиловать. Из наших осколков нас может восстановить только Бог.

Однажды один юноша пришел к духовнику и сказал: «Отче, я разбит вдребезги». Духовник ему ответил: «Послушай, это выше тебя. Ведь, как говорится в Писании: Господь ‟сердце сокрушенно и смиренно не уничижит” (Пс. 50, 19). Господь собирает эти кусочки и строит нового человека. Это чудо Божие, которое совершается ежедневно в церкви, в месте, где действует Божественная благодать».

Иногда это может произойти не резко, потихоньку, в другой раз это действительно подобно ножу, который рассекает человека, его ветхость, чтобы вырос совершенно новый человек. И в том, и в другом случае благодатью Божией в сочетании со свободой человека, через аскетический подвиг, происходит обновление и преображение нашего существования.

Много пострадавший человек имеет открытое сердце к Богу. Иной же человек думает, что он хороший, что у него все идет, как надо, он говорит о своей безграничной доброте и не знает, есть ли еще один такой на всей планете . Вы смеетесь, я не знаю, встречались ли вам такие люди, чаще это люди моего возраста.

Такое помешательство начинается где-то после 40 – лет в 50–55. Как теперь скажешь такому человеку о покаянии, когда он не знает, в чем каяться? Может, он и совершал ошибки, но они были настолько незначительными и оправданными, на его взгляд, что теперь он не считает необходимым ими заниматься.

В этих случаях излечение невозможно. Для человека, пребывающего в описанном выше состоянии, излечением будет только сокрушение. Кто его сокрушит? Господь? Нет. Как правило, нас сокрушает сама жизнь. В жизни столько поворотов, и это счастье, что они есть и что эти жизненные передряги нас ломают. Давид в своих псалмах говорит: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 71).

То есть: «Господи, я воистину благодарю Тебя, для меня это было благо, что Ты меня смирил, сокрушил, разбил вдребезги, потому что только так я смог познать Тебя, Твою Благодать и Твои уставы». Быть разбитым вдребезги – это судьбоносное событие: если спасешься, то спасен, если нет – то пропал. Промежуточного пункта нет, но те люди, которые выживут, обретут новую и красивую жизнь.

Когда человек предает свое сокрушение Благодати Божией, то от этого бывает великая польза. Это единственный шанс для человека, больного нарциссизмом, что-то понять. Сокрушение может прийти через болезни, трудности, клевету, любые непредвиденные ситуации. Происходит землетрясение, и сокрушаются все его идолы, падает и идол его «эго», которым он восторгался столько времени, и вот, когда падет этот идол, человек оказывается на пределе своих сил. Это самый болезненный опыт для человека. И вот там, где он окажется, в глубине самого ада, там он найдет Бога. Как пророк Иона, находясь во чреве кита, возопил ко Господу, и Господь смиловался над ним и спас его от тех мучений. Однако не всем людям удается выжить после такого крушения, ведь человек может быть разрушен как душевно, так и телесно. (Митрополит Лимасольский Афанасий)

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, – благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. (Архимандрит Амвросий Юрасов)

Любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него. Преподобный Амвросий Оптинский

Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей. Кто-то вызывает наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставаться спокойными, пока не усвоим этот урок… Архимандрит Фаддей Витовницкий

Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда – с помощью любви. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви? Старец Иосиф Исихаст

Вот кто-то тебя раздражает, и попробуй изо дня в день не раздражаться.

Надо терпеть, потому что, чтобы исцелиться от греха, человеку приходится терпеть страшную муку.
Вот кто-то тебя раздражает, и попробуй изо дня в день не раздражаться.
Ну для начала хотя бы не подавай виду, что он тебя раздражает,
не бросай гневных взглядов, пусть у тебя голос не дрожит,
старайся говорить спокойно — и ты увидишь, какая это мука.
Гораздо проще его оттолкнуть, наговорить ему дерзостей,
нахамить как-нибудь — и сразу на душе будет приятно,
потому что бес, который возбуждает в душе раздражение,
ослабит свое давление.
Он ждет, когда мы согрешим, вляпаемся в грязь,- и тогда немножко отпустит.
А потом начнется опять сначала, и так безконечная игра:
он нас раздражает, мы злобу сорвем, нам полегчает.
Завтра опять раздражает, и так без конца.

И это будет продолжаться не только до самой смерти,
но и после смерти, потому что свое раздражение мы унесем и туда, в тот мир.
И эту муку, которую мы терпим, допустим раздражение —
а таких мук у нас безчисленное множество,-
мы будем терпеть вечно.
Вот это и называется вечный огонь, вот это и называется ад.

Здесь-то он тебя раздражает — ты злобу сорвал, и полегчало.
А там это невозможно, там раздражение будет в тебе кипеть,
а сорвать его будет не на чем.
Поэтому адская мука, она в тысячу крат сильнее.

А Христос предложил нам другой путь:
вообще освободиться от раздражения,
достичь такого состояния души, когда нас ничто не раздражает:
никакой человек, ни погода, ни низкий оклад,
ни то, что прохудился ботинок, вообще ничто,- когда мы ровны и спокойны.
И не потому, что нам на все наплевать,
а потому, что через терпение мы достигли смирения.

Как достигается, допустим, победа над раздражением?
Только терпением и молитвой, только постоянным воздержанием:
вот умру, а не буду раздражаться.
А если во мне все-таки закипает раздражение,
я начинаю молиться Богу до тех пор, пока оно не уйдет.
И так буду делать сегодня, завтра, послезавтра,
десять лет, двадцать лет, тридцать, сорок — пока раздражение не исчезнет.
И так буду поступать с каждым грехом, который я обнаружу в себе.

Какая это страшная мука, какой тяжелый труд,
особенно для человека, который впервые в церковь пришел уже в годах!
Когда ребеночек маленький, ему легко победить в себе многие грехи.
Поэтому хорошо, когда ребеночка с младенчества
в церковь папа с мамой приносят.
А когда человек пришел в церковь впервые в пятьдесят лет
и каждый грех у него — это не просто стебелечек,
а вот такое дерево, попробуй это вырви из сердца.

Сколько нужно труда!
Для многих это уже безполезное дело.
Остается только надеяться на милость Божию,
на то, что Господь Сам спасет, послав какую-нибудь скорбь,
какую- нибудь болезнь, трудность.
Ну вот, например, настолько человек привык вкусно кушать,
что видит грибочки соленые — и не в состоянии удержаться.
Казалось бы, какой пустяк: ну не ешь, и все.
Но это просто для того, кто уже постился,
кто тренировался в воздержании, а для него это страшная мука.
И Господь, умилосердившись над ним,
посылает ему язву какую-нибудь или холецистит,
при котором грибы есть категорически нельзя:
съешь грибочек, и будет приступ.
И человек выправляется — как бы палкой.

То, что мы не можем доделать в силу своей немощи,
Господь по милости Своей Сам выправляет,
давая нам вот такие лекарства.
Правда, они горькие и трудные,
но если мы хотим душу свою спасти от греха,
получить свободу, то мы должны это принимать.

Поэтому то, что с нами случается, все скорби, болезни,
надо принимать с радостью, надо жадно пить чашу страданий,
потому что это исцеляет нас от греха.
Хотя бес нам все время шепчет: уклонись от страданий,
найди какой-то выход, чтобы тебе только не страдать.
Он хочет внушить, что нам будет хорошо,
только если мы будем беса тешить, но на самом деле он обманывает нас.
Сколько вечером ни съешь, хоть целый грузовик еды,
завтра будешь еще больше хотеть есть.
Это закон.
Чем больше человек спит, тем больше у него потребность во сне.
Чем больше человек пьет, тем больше ему надо пить.
Чем больше он блудит, тем больше ему надо блудить.
Чем больше у него денег, тем все больше, и больше, и больше ему надо.

(Протоиерей Димитрий Смирнов)

Следи за собой. Хочешь жить духовной жизнью, – следи за собой. Каждый вечер просматривай, что сделал хорошего и что плохого, за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся. Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. В этом разница. Но ведь и мы можем быть подобны Христу. (Святитель Николай Сербский)

Если хочешь, чтобы Бог давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми и отнюдь не будь с ними двоедушен: когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Кто часто и от сердца говорит: «Господи, помилуй», тот, значит, жив и здрав духом, а кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен. Велика эта молитва и крайне необходима грешнику. Оттого она часто и произносится в церкви. Она есть служение покаяния. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

«Нет ничего более полезного для здоровья, чем прямодушие, откровенность, искренность и чистая совесть». (Борис Пастернак)

Вспомните: когда нас кто-то сильно обижает, а мы милостью Божией находим в себе силы простить обидчика, то у нас точно камень с души падает. Что это значит? А дело вот в чём: как только мы простили ближнего, так сразу и Господь простил нам какой-то наш грех. (Протоиерей Григорий Григорьев)

Вы знаете, что такое для Ангела-Хранителя годы мучиться с душой какого-нибудь человека и в результате возвращаться к Богу с пустыми руками? Да только по одному этому, из уважения к труду, который принимает мой Ангел-Хранитель, я должен бороться, чтобы не оказаться в преисподней. (Преподобный Паисий Святогорец)

Слова, слова…..

Наверное вы, как и я, заметили, что вокруг стало очень много слов. Говорят и говорят, спорят и доказывают, отстаивают и защищают, развлекают и веселят. И опять же, ради всего этого столько слов, что трудно порой вместить их в наши слабые и тощие души. Если присмотреться, то за этим явлением много соблазнов. Одни соблазняются говорить, другие слушать. Теперь уже не редкость, что молитвы выслушиваются, а не переживаются каждый раз во всю глубину сердца. Но среди прочих соблазнов есть и весьма опасный, опустошающий душу и делающий нас «кимвалами звучащими», то есть пустыми и тщетными в духовной жизни.
В одном из своих писем святитель Игнатий, обращает внимание своей собеседницы на «пустяк», она сообщает ему, что в среду отправится туда-то. На что владыка замечает ей: «Хотя бы прибавили Вы: если Бог велит. Прочитайте в Соборном послании Иакова слова Духа о таковых словах человеческих, которыми наносится бесчестие Промыслу Божию, в которых нет веры и смирения.» Именно так, если в наших словах нет веры и смирения, они суть бесчестие Богу. Вот тебе и «пустяк». А мы так ли осторожны в словах? Нам ли не кажется завтрашний день уже состоявшимся? Где сегодня смирение в словах, много его вокруг? Эти вопросы, к моему сожалению, не нуждаются в ответах. Сужу по себе, в первую очередь, потому как завтрашний день считаю всецело своим, состоявшимся, а будет ли он? Где-то мы теряем страх Божий, и так редко находим.
Недавно пришло письмо от одной знакомой верующей женщины, она соблазнилась рассуждениями некоего священника о Рождественском посте, мол это позднее изобретение монахов и мирянам оно не по плечу. Рассуждения дополняются учеными справками кто когда и как постился в древности перед Рождеством. Печально, но в рассуждениях этих точно нет ни смирения перед традицией церковной и веры в то, что пост этот на протяжении многих веков свято соблюдался всеми подвижниками и святыми православного мира. Они почему-то не видели в нем «излишней» тяжести для мирян. Уже одно это наводит на мысль, что Рождественский пост освящен авторитетом и верой многих святых. Помните как праведный Иоанн Кронштадтский спрашивал у своей матери благословения нарушить пост по болезни, когда врачи настоятельно рекомендовали ему скоромную пищу. Мать ответила просто — умри, а пост не нарушай. В этих словах и вера, и смирение перед Промыслом Божьим. А мы так легко соблазняемся учеными рассуждениями о ненужности поста. Каждый конечно сам избирает себе меру подвига, я не о том, но если в чьих-то словах нет смирения и вера смешана с недоверием, то так ли надо им доверять?
Сегодня даже простое празднословие редко кто исповедует как грех, а ведь и за ним бесчестие Слову. Вот уж действительно никто и никогда не сможет соблазнить или обмануть человека, если он сам не желает быть обманутым и соблазненным.

Начало борьбы с грехом – молчание уст; не надо говорить ничего, пока неспокойно сердце. (Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях.

Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя. Ни за что на свете не занимайся доносительством, оклеветанием и осуждением и по отношению к наибольшим своим врагам. Покрывай врагов своих – тогда и Бог тебя покроет. Твердо запомни главное, а именно – что пока не заградишь уста свои и не перестанешь осуждать и оскорблять, всегда будешь неблагоуспешным. Знай наверняка, что какими бы ни были обида, оскорбление, зло, идущие к тебе от других, кроткое и христианское поведение – единственный ответ, который принесет наименьшее расстройство и вред тебе и твоим ближним.
Когда тебя настраивают против кого-то, говоря: он сделал то-то или сказал о тебе то-то, или когда кто-то начинает тебя раздражать и провоцировать, не спеши, как глупый петух, драться, потому что можешь выйти из боя с окровавленным гребнем, из которого будет течь твоя кровь, и погибнешь.
Обиды, которые отправляешь к другим вернутся, вернутся и падут на твою голову. Ответь, если тебя заденут, но кротко, учтиво и с достоинством, без непристойных оскорблений и криков, которые только выдают твою слабость. Если хочешь быть подобным Рожденному в яслях, должен спокойно претерпевать уничижения.
Тому, что особенно сильно тебя раздражает, противопоставь простое и всепобеждающее молчание.
Когда тебе очень хочется что-то сказать или когда тебя провоцируют и ты чувствуешь, что начинаешь раздражаться или волноваться, тогда особенно вооружайся терпеливым молчанием или, если встречаешь распаляющий тебя милый образ, – незамедлительным бегством. Молчание и бегство даны нам именно для этих случаев. Каждый может молчать, когда он спокоен и не стеснен. Победоносное молчание – то, которое проявляется тогда, когда тебе предоставляется случай говорить.
Когда у тебя что-то будут выпытывать или резко и нескромно зададут вопрос, чтобы тебя спровоцировать, всегда парируй: «Зачем спрашиваете?» (Святитель Серафим (Соболев)

Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу. Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен Ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев. (Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

«Когда мы думаем о Святых, Святые тоже думают о нас и нам помогают. Так человек заводит дружбу со Святыми, а такая дружба — надежнее любой другой. Тогда человек, живя один, может одновременно жить вместе со всеми — и со Святыми, и с Ангелами, и со всем миром.» (Преподобный Паисий Святогорец)

Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда счастье других не расстраиваем. (Схиигумен Савва (Остапенко)

Почему так часты ссоры в семье? Потому что мы осуждаем того человека, который рядом с нами. Не жалеем, а осуждаем. Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором. Но ведь каждый считает, что он выше другого, что лучше знает, как распорядиться финансами, что у него больше эстетического вкуса, он более образован. Мы все — больше, больше, больше. Больше кого? Жена — мужа, муж — жены? Муж с женой поделить не могут, кто из них больше! И тогда в семью привносится не благодать, не благословение Божье, а разделение. Потому что все живут этим фарисейским духом — духом превозношения. (Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Обидчивость — это одна из самых серьезных страстей. Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно. Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: «Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили». И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи. (Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника)

«Если кто-то раздражён – лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненого, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану».
(Преподобный Паисий Святогорец)

Если человек слишком часто вступает в конфликты, значит у него есть внутренний конфликт с самим собой. (Священник Андрей Лоргус)

Придёт время и люди сойдут с ума. Того же , кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они. (Преподобный Антоний Великий)

Комментирование запрещено