Молитва и молитвенная помощь – основа жизни для Православного христианина.

О молитвенном правиле

В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?

В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.

Молитвенное правило должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно. Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения.

Невозможность выполнить правило

В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

Постоянная молитвенная память

Кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил Оптинский старец Иларион (Пономарев).

Преподобный Оптинский старец Никон напоминал:

«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;

«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».

На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:

«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».

Просьба о молитве за других (церковная молитва)

Очень многие люди ограничиваются тем, что, придя в храм, покупают и ставят свечи. Но ведь свеча перед иконами – это только подготовка к молитве. Да, вы принесли жертву, поставили свечу, а вот теперь-то и наступило время молитвы. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, они сами не присутствуют на них и не молятся. Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий Оптинский наставлял:«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила». А иногда повторял народную поговорку: «Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи». Что ж вы поворачиваетесь и уходите из храма? Так зачастую хочется сказать несведущим прихожанам. Сердце привело их в храм, а что нужно здесь делать, они пока не знают.

Для того, чтобы помолиться в храме необходимо подать в церковной лавке церковную записку – это список имен людей, за которых возносятся молитвы на богослужении (на Проскомидии, ектениях, молебнах, литиях, панихидах).

Записки «О здравии» подаются за живых, записки «О упокоении» — за усопших.
Имена из простых записок поминаются на ектениях за Божественной Литургией, на молебнах, литиях и панихидах.
Имена из заказных записок поминаются на Проскомидии выниманием частиц из служебной просфоры с дальнейшим погружением в Кровь Христову с молитвой священника «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною». Поэтому особенно важно подавать заказные записки о упокоении наших сродников и близких, поскольку сам за себя помолиться они уже не могут.

Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и умножение любви.

Сорокоуст – поминовение человека о здравии или упокоении за Проскомидией сорока Божественных Литургий.

Заказная Литургия с прошением в алтарь

Заказная Литургия с прошением в алтарь — молитвенное поминовение (о здравии) во время Божественной Литургии, которое совершается священником  на амвоне перед алтарём. Всякий раз, когда приносится записка с прошением в алтарь, имена из этой записки поминаются священником трижды. Первый раз – на Проскомидии, когда за каждое имя из списка с прошениями вынимается из просфоры частица. Эта часть Литургии тайная, она совершается в алтаре во время утрени или часов. Затем дважды в течение Литургии воспоминаются эти люди с их прошениями: один раз на мирной ектении и второй раз по окончании чтения Евангелия на сугубой ектении.

Всякий раз, когда мы служим Литургию с прошением, мы руководствуемся каким-либо отрывком из Священного Писания. Список треб – это не просто сборник проблем, с которыми мы сталкиваемся. Все прошения опираются на слова или действия Спасителя. Если Господь целил, значит, мы просим о нашем исцелении, если Господь помогал путешествующим, то мы обращаемся к Нему, готовясь к путешествию, и так далее. Если мы откроем иерейский требник, где собраны прошения, то увидим, что прошений очень и очень много.

Прошения на заказные службы осуществляемые в нашем храме:

  1. Об исцелении болящих;
  2. О страстию блудною одержимых;
  3. О благополучных родах;
  4. О путешествующих;
  5. О плавающих;
  6. На всякое прошение;
  7. Благодарственная;
  8. О благодетелях;
  9. На благословление всякого доброго дела;
  10. Об избавлении в темницах седящих;
  11. О находящихся под следствием;
  12. Об учащихся;
  13. Об утешении скорбящих;
  14. Об избавлении от зол недоброжелателей и об обретении работы и жилища;
  15. Об умножении любви и искоренении вражды и злобы;
  16. Об обретении спутника жизни;
  17. Об обретении спутницы жизни;
  18. О даровании чад бездетным супругам;
  19. Об усмирении родителей и чад, во вражде сущих;
  20. Об исцелении от недуга пьянства, курения и употребления смертоносного зелья.

Обращаются люди с просьбой помолиться об исцелении болящих. Очень часто заказывают о помощи в родах. Уже несколько лет люди очень часто заказывают Литургию с прошением о путешествующих.

Также одно из самых востребованных теперь уже прошений, это прошение о призывании Божией помощи в начале всякого доброго дела. Здесь не указано, какого конкретно дела, но подчеркнуто: всякого доброго дела. Господь говорит слова, которые здесь же, в прошении о призывании Божией помощи, употреблены: о том, что начинать всякое дело необходимо с молитвы и творить это дело во славу Божию. Таким образом, всякое дело, которое, на первый взгляд, не имеет отношения к нашей религиозной жизни, тем не менее, может быть посвящено Богу, и поэтому мы просим у Бога помощи в начале доброго дела

Очень востребовано у нас прошение об умножении любви, искоренении ненависти и всякой злобы. Чаще всего это прошение заказывают, когда возникают какие-то недоразумения в семье, ссоры, обиды. Человек может поступить либо по-язычески, просто уйти от решения этой проблемы. Чаще всего, поступая так, человек приближает развод. Либо призвать помощь Божию, чтобы Господь умирил те страсти, которые бушуют в нас. Призвать имя Божие, которое вселяет в нас терпение к ближнему, снисхождение, напоминает о любви, с которой начинается наша семейная жизнь. Все это вкупе очищает наш разум, дает возможность выйти из жизненных обстоятельств, которые привели нас к конфликту, по-Евангельски, Богоугодно. Такие прошения можно заказывать не только при тяжелых обстоятельствах в семье, но и при нестроениях на работе, конфликтах с друзьями и так далее.

Еще одно прошение, которое предлагается в храме на требах – это благодарственное прошение. Как правило, мы обращаемся к Богу в своих нуждах, тогда, когда сталкиваемся с проблемой, когда чувствуем свою немощь, недостаток своих сил и возможностей. К сожалению, когда мы получаем помощь, то не всегда помним о благодарении. Но мы должны благодарить Господа всегда и за все.

Господь всегда отвечает на нашу молитву, но не всегда её исполняет. Если нам действительно что-то надо, мы должны набраться терпения, проявить настойчивость и молиться. И при всякой просьбе не забывать, что иногда просимое нами, не угодно Господу, а мы, не ведая путей Господних огорчаемся и ропщем, а это большой грех. Поэтому, когда мы о чем-то просим, то всегда должны помнить, о том, Господь дает нам всё то, что нам на пользу, для спасения нас и наших ближних. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека. Сам Господь в Гефсиманском саду молился, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Будем же молиться, так: «Да будет на всё, Господи, Твоя воля!  Не так, как я хочу, как Ты дашь!» (Преподобный Серафим Вырицкий)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *